Согласно исследованию Национального союза свиноводов (НСС), уже в 2025 году рост производства свинины может составить всего 1,2%. К концу 2024 года объемы отечественной продукции в живом весе должны увеличиться на 3,3% год к году. Но это только за счет крупных сельскохозяйственных предприятий. Сейчас у крестьянско-фермерского хозяйства наблюдается снижение производства на 14%, а у личных подсобных хозяйств – на 10%. О ситуации на рынке свинины в авторской колонке «Абирега» рассказала глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская.
Что влияет на бизнес?
На самом деле только благодаря тому, что у нас своя кормовая база, животноводство в агрохолдинге «Лазаревское» до сих пор существует. Если было бы покупное сырье, то при наших объемах производства себестоимость, я думаю, стала бы выше на 30%. А с учетом волатильности цен на живок (мясо свиней, которые приобретаются в живом виде, – прим. ред.) в течение года это сильно било бы по нашей рентабельности. И я знаю, что такое экономическое положение дел – как раз основная причина, почему многие предприятия закрывались. В этом направлении АПК выживать можно только на больших объемах. У нас более 50 тыс. голов свиней, но и эти цифры не такие уж и большие по сравнению с гигантами рынка.
Мы держим стадо в таком составе и количестве просто потому, что у нас нет возможности разместить большее количество животных – не хватает мест. На самом деле, чем больше поголовье, тем ниже себестоимость. И речь идет не про переработку, когда эффективность зависит в том числе и от плеча управляемости. Здесь достаточно простая схема: и чем больше животных находится на откорме, тем, опять же, ниже себестоимость.
У нас были планы по увеличению поголовья, и они до сих пор есть, но условий для их успешной реализации пока недостаточно. В планах было построить два корпуса по доращиванию и еще один для раздельного содержания свиноматок, чтобы увеличить сохранность. Это позволило бы увеличить объем производства на треть. По остальным позициям у нас есть куда расти, но площади пока не позволяют.
Конечно, на себестоимость влияет и количество поросят, которые рождаются у свиноматки, и падеж в процентах на общее количество животных. Это и привесы, зависящие от качества кормовой базы и уровня белка, который находится в корме для животных. Сильно влияет на себестоимость и количество дней откорма. Подорожали все составляющие бизнеса – зарплата, себестоимость ветпрепаратов и премиксов, электричество и многое другое. В общем, нет ни одной позиции, которая бы не увеличилась в цене.
Цены и маржинальность сегодня
По ценам сегодня отмечаются сезонные падения, но они не больше, чем в прошлые периоды, а приблизительно на прежнем уровне. На моей памяти цена падала до отметки менее 100 рублей от стартовой в 160. В этом году отметку в 110 рублей мы «не пробили», и это хорошо. 140 рублей – это стандартная цифра, которая плюс-минус держится на протяжении последней пары лет. Два года назад она была в районе 120.
Низкая маржинальность сильно угрожает бизнесу, потому что, помимо прочего, нужно инвестировать в развитие, ремонтные работы, а еще растут зарплаты. 10-15% для отрасли – невысокая рентабельность.
Потребители в Китае и России
Как участник отрасли, я очень рада, что идет развитие экспорта в Китай. Это не позволит ценам падать, но и расти они тоже не будут. Наше государство очень заботится о потребителе, поэтому политика сдерживания цен на продукты всегда была и будет. При этом активный экспорт избавляет от кризиса перепроизводства, и он точно должен увеличиваться.
Негативно на рынок свинины в России может повлиять только ситуация с африканской чумой. Пару лет назад из-за этой болезни закрылось слишком большое количество комплексов и был недостаток в производстве. Но, опять же, тогда государство не позволило нам поднять цены, а просто увеличило импорт. Потребителям в любой ситуации не о чем волноваться. В России цены на продукты самые низкие, и никто не разрешит производителям поднимать их выше покупательной способности.
Если говорить про переработку, то динамика цен, конечно, идет вверх, но очень медленно по сравнению с сырьевой базой и со всеми составляющими себестоимости. Мы, участники рынка, ориентируемся на потребителей. И как только начинаем повышать цены на грани верхней планки покупательной способности, это сразу отражается на объемах продаж, поэтому стараемся балансировать между спросом и своими затратами. Это самая серьезная работа, но при этом очень творческий процесс, который влияет на развитие компании.
Читать статью на abireg.ru