03.09.2024
Михаил Стуколов, заместитель генерального директора ООО «Лазаревское Тех», отмечает, что в современной сельскохозяйственной отрасли у крупных предприятий существует ряд проблем, связанных с мониторингом посевов. «Следить за всходами, за фитосанитарным состоянием растений, минеральным питанием, прогнозированием рисков на больших площадях трудоемко и требует больших финансовых затрат. Также существующие технологии агроскаутинга не могут обеспечить высокое качество анализа ситуации. Агрохолдинг ПХ "Лазаревское" в этом вопросе не исключение. Во-первых, у нас наблюдается дефицит кадров. А во-вторых, мы явно видим цену ошибок по вине человеческого фактора. К сожалению, это происходит, как правило, при подсчетах понесенных убытков и недополученных доходов. Именно поэтому мы решили внедрять у себя современные технологии беспилотной авиации для мониторинга состояния посевов»,— говорит он.
Однако, как рассказал господин Стуколов, при организации мониторинга полей при помощи беспилотника предприятие столкнулось с рядом сложностей. «Первое — выбор модели БПЛА, который бы позволил производить мониторинг больших территорий нашего хозяйства (около 25 тыс. га). Для решения подобных задач обычные квадрокоптеры не подходят из-за малой дальности полета. В результате анализа отечественного рынка был выбран аппарат вертикального взлета и посадки типа VTOL, разработанный центром в университете "Иннополис". Аппараты такого типа, как правило, предназначены для доставки грузов и мониторинга объектов на дальних расстояниях в труднодоступной местности без активного участия оператора»,— поясняет господин Стуколов.
Другая сложность заключалась в том, чтобы получить разрешения на полеты в условиях ограничений, которые установлены на федеральном и региональном уровнях. «Нашими специалистами были внимательно изучены все действующие нормативные акты, регулирующие данную сферу. Нами было налажено взаимодействие на всех уровнях, включая работу с муниципальными и региональными органами власти, а также с государственной корпорацией по организации воздушного движения. В итоге все разрешения были получены, и полеты осуществляются. Для полетов доступны не все районы, что связано с ограничениями, введенными Министерством обороны. К сожалению, на данный момент мы видим очень много административных барьеров для использования беспилотников. Конечно, во многом это объяснимо мерами безопасности с учетом текущей обстановки, мы все понимаем. Но все же степень забюрократизованности очень высока. Мы очень надеемся, что в будущем барьеров в развитии новых технологий станет значительно меньше, а мер поддержки — больше. По оценкам экспертов, рынок использования беспилотных авиационных систем имеет очень высокий потенциал, который на данный момент практически не реализуется,— отмечает господин Стуколов.— Но мы также видим и позитивные сдвиги в этой отрасли. Так, например, с 1 января 2024 года в России запустился национальный проект "Беспилотные авиационные системы" (БАС). Мы внимательно следим за ситуацией и отслеживаем информацию о мерах по развитию беспилотной авиации в России, в том числе и в гражданских отраслях экономики. Различные меры поддержки, гранты, субсидии могли бы дать значительный толчок для развития сферы применения БАС среди фермеров и малых и средних хозяйств».
На текущем этапе, по его словам, компания планирует активно эксплуатировать имеющийся БПЛА на протяжении всего сельскохозяйственного сезона. «Наша задача — собрать максимальное количество информации по нашим посевам и тщательно ее проанализировать. Ведь на первоначальном этапе особенно важно именно накопление информации»,— подчеркивает эксперт.
Подробнее на Kommersant.ru